Символика камня в церковном ювелирном искусстве


Камень даже в повседневности символизирует надежность, материальность и стабильность. А поскольку в Библии говорится, что не только человек внесен в Божий промысел, то камню в христианской символике отводится особое место.

Первое и основное значение камень, как символ, получает по время возведения храма Божия. Тут камень выступает как аналог человека в построении религиозного общества. Ведь в русском языке слово «церковь» означает как постройку, так и общество христиан.

Виды камня как символа

Все понятия, согласно которым трактуется в «христианстве» камень делятся на три вида:

  • «камень основания» - так в Библии означаются двенадцать Апостолов, они сравнивались с двенадцатью основаниями города.
  • «краеугольный камень» - называется сам Христос в псалме.
  • «живые камни» - живыми камнями изначально назывались Христос и Апостолы, позднее это отношение перешло на всех христиан, которые «строят дом духовный».

В западном христианстве часто путают два первых понятия, тем самым замещая Христа апостолом Петром Первым. Согласно этому направлению, Павел позднее передал свою власть и верховенство Папе Римскому. Хотя именно Христос является логическим завершением Церкви, ее Глава. И как краеугольный камень завершает постройку, так и он заканчивает духовное строение Церкви.

Живые камни выступают и как концепция преобразования человека из материального мира в мир духовный. В искусстве этот процесс отображается через обработку и вырезание христианских символов. Таким преображением выступают иконы.

Интересной идеей является контраст между обычными и драгоценными камнями. Драгоценным камням издавна приписываются магические свойства. Неудивительно, что в христианском искусстве и религии драгоценные камни олицетворяют собой святых, чьи духовные качества также могут исцелять. Символика камня во многом зависела от его цвета, этому всегда предавалось большое значение. На некоторых драгоценных камнях, особо крупных размеров, часто вырезались священные образы. Такие камни считались особо ценными и целительными.

До семнадцатого века в церковном искусстве камни практически не подвергались огранке. И это тоже носило свой тайный смысл. Огранка и обработка всегда олицетворяли собой раскрытие духовных качеств. И мастерам известно о воздействии обработанного камня на разум человека. Церковь же отрицала любое излишество и показуху, даже если это олицетворяет благие начинания.